Полный вперед для испытательных тормозных установок

BMW_12__klein.jpgКомпания BMW AG на своем заводе в Шпандау (Берлин) более чем на 50 % сокращает продолжительность измерений, необходимых в производстве тормозных дисков. Такой потрясающий результат стал возможен благодаря внедрению высокоскоростных координатно-измерительных машин серии MACH компании Mitutoyo, которыми постепенно будет заменено существующее измерительное оборудование.

Завод в Берлине — важное звено в производственной цепи BMW в сегменте пассажирского транспорта, потому что здесь выпускают так называемые «сборные» тормозные диски. Это облегченные тормозные диски, которые (в отличие от цельнолитых) состоят из фрикционного диска и алюминиевого колпачка. Сборные тормозные диски — настоящее произведение инженерного искусства, технология, обеспечивающая низкий расход топлива и одновременно наивысший уровень безопасности автомобилей BMW.

Естественно, что в отношении столь сложного производственного процесса, результаты которого напрямую влияют на безопасность транспортного средства, действуют строжайшие требования по испытаниям. Эти требования подразумевают выборочный контроль с малыми временными интервалами. Это позволяет проверить важные характеристики изделий, которые невозможно протестировать на дальнейших стадиях сборки, например посадку между фрикционным диском и колпачком. После сборки измерить эти параметры невозможно.

BMW_10__klein.jpg

До сих пор эти сложные измерения выполнялись с помощью специальных инструментов в производственной среде. Инструменты располагаются в непосредственной близости от производственных станков и используются совместно с высокопроизводительными испытательными установками, измерительными устройствами и автоматизированным оборудованием. Как и в случае с измерительными инструментами, ручные средства измерения также могут быть размещены в чрезвычайно компактных измерительных станциях, которые создаются по специальному проекту с учетом требований эргономики и промышленной безопасности.

Разработкой и производством этих измерительных станций занимается производитель измерительных инструментов Mitutoyo. Созданная Mitutoyo измерительная технология используется на заводе BMW в Берлине с начала 1980-х.

По мере увеличения количества и разнообразия производимых в Берлине дисков становилось понятно, что рано или поздно возможностей существующего измерительного оборудования станет недостаточно. Свою роль сыграл и финансовый аспект: с запуском в производство каждой новой модели автомобиля и каждой новой разновидности тормозных дисков компания несла большие затраты на модификацию средств измерения.

Учитывая, что в настоящее время компания использует шесть измерительных станций и производит 40 различных типов тормозных дисков, можно сказать, что в долгосрочной перспективе эта технология станет существенным источником затрат, подсчитать размер которых не представляется возможным. Нельзя забывать и о факторе времени, ведь речь идет о производственном объекте, который работает в три смены и выпускает два миллиона тормозных дисков в год. Жизненно важно было ускорить процедуру измерения и испытаний.

В начале 2012 года компания Mitutoyo поставила на завод в Шпандау измерительную лабораторию с измерительным устройством для испытаний только что созданного перфорированного тормозного диска. Это должно было помочь BMW справиться с дефицитом, возникшим в результате недостаточных поставок другого поставщика. Речь идет о высокоскоростной координатно-измерительной машине MACH-3A 653.

Скоро стало очевидно, что эта измерительная система идеально подойдет для производства любых дисков. Компания Mitutoyo спроектировала модель MACH-3A 653 специально для высокоскоростных и высокоточных измерений без прерывания производственного процесса. Машину можно было использовать в самых сложных производственных условиях. Благодаря полностью закрытой конструкции MACH-3A 653 отличается высокой устойчивостью к различным факторам производственной среды. Более того, машина имеет очень широкий диапазон эксплуатационных температур: от 5 до 40 °С. Это окончательно убедило BMW в целесообразности внедрения новой системы в производственный процесс. Испытания были проведены в сжатые сроки, потому что его результаты были более чем убедительны.

Оказалось, что MACH-3A 653 позволяет сократить продолжительность измерений более чем на 50 % — дать полный газ испытаниям тормозных дисков!

Впрочем, если учесть эксплуатационные характеристики координатно-измерительной машины Mitutoyo, удивляться нечему: при скорости перемещения до 1,2 м/с и ускорении около 12  м/с2 — а это в десять раз быстрее, чем у большинства других координатно-измерительных машин, — она достигает своей цели чрезвычайно быстро. К числу преимуществ машины относится и впечатляющая точность: погрешность измерений MACH-3A 653 — от 2,5 мкм.BMW_15__klein.jpg

Нельзя не упомянуть и о встроенной системе термокомпенсации для самой машины и измеряемой детали в диапазоне от 5 до 40 C, опциональном поворотном столе с шагом 5 градусов, встроенном дисплее с отображением режима работы и индикатором «светофор» (автоматический режим, работа с джойстиком, неполадки) и в высшей степени компактных габаритах.

Важным требованием, предъявляемым к любому измерительному инструменту, применяемому в производственной среде BMW, является максимальное удобство использования. Необходимо обеспечить безопасность и простоту эксплуатации системы сотрудниками, отвечающими за выборочный контроль. Датчики, распознающие используемые устройства, обеспечивают безопасность процесса. Кроме того, компания Mitutoyo помогает своим клиентам в подготовке индивидуальной системы безопасности в соответствии с Директивой ЕС о машинном оборудовании.

По совокупности всех этих преимуществ у Mitutoyo было заказано сразу несколько высокоскоростных машин MACH-3A 653. В общей сложности ровно шесть.

Компания Mitutoyo поставила координатно-измерительные машины MACH-3A 653 для установки на заводе в Берлине в комплекте со всеми периферийными устройствами, включая изготовленную по индивидуальному заказу систему загрузки и крепления деталей. Специалисты Mitutoyo выполнили интеграцию программного обеспечения новых машин в эксклюзивную систему статистической оценки BMW. В общем, полный газ, по всем статьям.